Мистерии Саломеи

Этот широко известный сюжет в мировой культуре ( театр, изобразительное искусство, скульптура, драматургия) относится ко времени правления Ирода Антипы в Галилее ( 1 в.н.э.), который отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив обычаи. Находившийся в это время в Галилее Иоанн Креститель при всех людях ругает Ирода за это злодеяние. За это Ирод заключает его в темницу, однако боится казнить его, так как Иоанн Креститель был очень популярен в народе.

Однажды во время пира (на дне рождения Ирода) дочь Иродиады Саломея танцевала перед отчимом. Этот эротический танец настолько пленил Ирода, что он обещал Саломее исполнить все, что она попросит. По указанию матери Саломея просит казнить Иоанна Крестителя и принести его голову на подносе. Картина отображает экстаз полета танцующей Саломеи. Освещение картины идет снизу вверх, что усиливает динамизм и таинственность танца. Действие происходит ночью, Саломея обнажена и вся опутана золотыми лентами. Путы в искусстве - это символ лишения свободы, а также судебная власть, особенно богов и правителей ( Варуна в Ведах - бог космического порядка изображался держащим путы). Веер за Саломеей - это знак власти ( в индуизме, бог огня Агни держит веер). Веер раскрыт- это ассоциация с фазами Луны и в более широком смысле - со сменой женского настроения. Рисунок мрамора усиливает динамизм таинства. И наконец, доминантой картины является Светящийся Шар под ногами Саломеи. Шар – это Солнечный символ. Шар фиолетового свечения – цвет сдержанности, умеренности и духовности. Этот Шар окружен Светом - символом бессмертия, чистоты, откровения (Христос-Свет Мира, Будда-Свет Азии, Кришна- Повелитель Света, Аллах- Свет Неба и Земли). Саломея танцует на фоне ниши. Ниша в христианской, исламской и индусской архитектуре символизирует пещеру, где горизонтальное основание символизирует Землю, а дугообразная арка – Небо, местожительство Бога. Свечение в нише означает Божье Присутствие или Слово Господне. Эта картина отображает состояние таинственной напряженности в мире на рубеже второго и третьего тысячелетия. Она как бы напоминает, что противостоять злу и насилию может только Свет. И этот Свет - есть Божественное Отражение Божественной Сущности Человека.

2001. Холст, масло. 48x30 см



   
       
       
Используются технологии uCoz